Волнение — это естественное состояние любого человека, которому небезразлично то, что он делает. Поэтому рекомендация совсем не волноваться равносильна рекомендации вообще не дышать. Но порой волнение чрезмерно и необходимо справляться с ним, если оно мешает работе. Кроме того, существует взаимосвязь между уровнем мотивации и
результативностью действий, которая проявляется в следующем: чем больше
вы хотите и стараетесь сделать что-то, тем лучше вначале результат.
Далее вы хотите этого еще больше, сильнее беспокоитесь, то есть теряете
спокойствие, и результативность перестает расти, оставаясь на прежнем
уровне. Затем вам невыносимо, буквально «позарез», хочется достигнуть
желаемого результата. При этом вы начинаете так волноваться, что вас
бросает в дрожь от одной мысли потерпеть крах, и в итоге продуктивность
будет только падать.
Чем больше вы боитесь совершить ошибку, тем больше вероятность, что она произойдет.
В
спорте это называется «предстартовой лихорадкой» — так переживал, что
«сгорел» на старте. В психологии — «самопрограммируемым пророчеством»
(self-fulfilling prophecy): столько думал и тревожился о возможной
неудаче, что в конечном итоге воплотил ее в жизнь. То есть решение
сложных задач не достигается при слишком завышенной мотивации, если она
порождает сильное волнение и страх перед ошибкой. Тот же закон
диалектики — крайность переходит в свою противоположность. Поэтому
избавляться нужно не вообще от эмоций, а от деструктивных чувств.
Необходимо «сбивать» излишнюю мотивацию как повышенную температуру,
говоря себе: «Это мелочь по сравнению с мировой революцией».
Существуют две стратегии
поведения. Одна направлена на стремление избежать ошибок и неудач. Как
только ошибка происходит, человек может остановиться на этом, опасаясь
двигаться вперед. Особенно если дальше сложнее и вероятность неудач
возрастает. Иногда развитие на этом вообще может прекратиться. Другая
стратегия — стремление достичь цели, независимо от того, сколько будет
неудач на пути, действуя по принципу: «Смеется тот, кто смеется
последним». Данная стратегия продуктивней. Процесс любой учебы — это
уменьшение количества ошибок. Приступив к освоению чего-либо, вначале мы
делаем массу ошибок, а затем, благодаря длительным упражнениям,
постепенно совершаем их все меньше и меньше, достигая в итоге того, что
хотели. Отсюда вывод: не бойтесь сделать ошибку, дайте себе право на
нее, и тогда, как ни странно, этих ошибок будет гораздо меньше либо они
вовсе исчезнут. Потому что все внимание и энергия будут направлены не на
боязнь неудачи, а на успешное выполнение задачи. Страх и боль —
вестники опасности, и благо, что они есть. Однако они должны быть вашими
помощниками, а не врагами.
Когда вы не решаетесь на
что-то, вы опасаетесь последствий, которые могут наступить. Одна из
особенностей страха — это тревога о том, что может произойти, однако не
происходит сейчас, когда вы боитесь. То есть в момент нерешительности и
опасений вы испытываете страх перед несуществующей пока
действительностью. Конечно, вы можете сослаться на предыдущий негативный
опыт, если он есть. Однако речь идет не о повторе ошибок, а их
преодолении и поиске возможностей для этого. Наступают на одни и те же
грабли потому, что каждый раз действуют по одной и той же некогда
сложившейся «программе». Привычка — вторая натура, действующая
автоматически. Поэтому учитывайте: не мир делает нас, а наше понимание и
отношение к нему.
Например, Луна светит для всех
одинаково. Кто-то этому радуется, другому это безразлично, а третьего
раздражает, потому что он все видит в черных красках. Если вы хотите,
чтобы менялись обстоятельства вокруг вас, меняйте свое отношение и
поведение в них.
Когда говорят «Хочу, но не знаю как», то
за этим можно проследить похожую цепочку: Плохо ищете > значит,
нет большого желания > к тому же сделать предстоит многое, а
вдруг не получится, то есть вдруг я «не смогу» > тогда зачем мне
это, которое я «не хочу» > потому что «боюсь», что это ударит по
моему самолюбию и уверенности в себе.
В итоге программа
«хождения по кругу» срабатывает вновь. Часто не осознавая этого, человек
находит объяснения своих поступков, являющиеся, по сути,
самооправданиями своих поступков, то есть защитными реакциями. Кто
действительно хочет что-то сделать, ищет пути и средства,кто не хочет —
ищет причины невозможности этого. Кстати, лень бывает разная, и одна из
ее разновидностей состоит в том, чтобы оттянуть время, откладывая самое
трудное на потом, чтобы укрепить уверенность в себе и волю к достижению
цели. И это нормально, если, конечно, не затягивается надолго, потому
что когда-то надо все-таки действовать.
Слова «надо» и «должен»
также стоит проанализировать. По большому счету, вы никому не должны в
этой жизни, кроме самого себя. Смените внутреннюю установку «Я
должен(а)» на «Я хочу», «Я предпочитаю это». Считайте, что вы
добровольно занимаетесь полезным и в то же время непростым делом —
тренировкой своей воли к победе для выполнения того, что хотите. Тогда
воля станет не насилием над собой, а усилием и средством в достижении
цели, которая ставится вами в результате свободного выбора. Усилия — это
труд, то есть преодоление трудностей, потому что вы знаете, что
бесплатный сыр бывает только в мышеловке. При этом вас никто не
заставляет, вы сами принимаете решение пойти на это, то есть
самостоятельно распоряжаетесь своей судьбой, а не плывете по течению
«волн жизни». А то, что предстоят трудности, — это естественно. Потому и
возникает «боязнь» перед мыслью, что вдруг это не получится.
Подведем итог.
Истинное «хочу» — это когда вы добровольно желаете то, что
действительно является для вас потребностью. Если вы потом начинаете
искать сострадания окружающих в качестве подтверждения, что это сложно,
тем самым вы собираете оправдания для прекращения своей деятельности.
Тогда четко осознайте — это нужно вам, а не другим. С другой стороны,
следует подчеркнуть: истинное «не хочу» — выражение самостоятельности
личности, когда вам это на самом деле не надо. Тогда нет никаких
оснований для переживаний и чувства неполноценности.
В целом
начинать надо, конечно, с самопознания. Плохо понимаете себя — плохо
будете разбираться в других людях. Не уважаете себя — не будете уважать
окружающих. Человек есть мера всех вещей, как отмечали классики. Эту
меру и определите для себя.
По материалам сайта hrm.ru.
Комментариев нет:
Отправить комментарий