понедельник, 16 апреля 2012 г.

Тайм-менеджмент детям: история одной игры

Виталий Королев

1. Как все начиналось

Началось все в августе 2002 года, на даче. Ребенок попросил денег. Не просто на мороженое или игрушку, а «вообще», в качестве постоянного источника, на карманные расходы. Потому что уже подружкам в школе дают, а ей все еще не дают.

Не задолго до этого папа прочитал книжку Р.Кийосаки «Богатый ребенок, умный ребенок», в которой автор, в частности, делится своими мыслями о том, когда и сколько карманных денег давать ребенку, и «за что» их давать, а «за что» - не давать никогда. Вот и пришла пора испытать полученные знания. Жена делегировала мне право ведения переговоров: «Ты у нас теперь умный, ты и договаривайся».

Первое желание, которое появилось у меня - это желание поторговаться. Раз ребенку что-то надо от родителей, значит надо ему какие-то условия поставить. Так и сделаем. Ставлю ребенку условие, что это не просто будет еженедельная дань, которую родители платят ребенку, а напротив, деньги нужно заслужить. Будет назначена система поощрительных и штрафных очков, которая будет влиять на получаемую сумму. Сам размер суммы еще не обсуждался.

Полинка, на удивление, сразу согласилась.

2. Как писались Правила

Мы забрались с ней на второй этаж подальше от всех, сели на кровать и стали придумывать за что мы будем ставить «плюсики» и «минусики». Начали, естественно, с минусиков. Как у многих детей в ее возрасте, у Полинки существует букет «детских поведенческих болезней»: неорганизованность, непослушание, плохое поведение, и т.п. Вот все эти «болезни» мы попытались выписать. Я называл критерии «минусиков», а она покорно записывала. Я даже удивился, что дочка совсем не возражает против моих предложений. Действительно, дети иногда доверчивы и мягки, как пластилин. Так что я понял, что нельзя переусердствовать. Поэтому после каждого критерия по минусикам, я спрашивал ее, согласна ли она с моим предложением. Поскольку дочка у меня оказалась самокритичной, отказов не наблюдалось. Оснований для минусиков набралось девять, хотя в итоге осталось восемь. Про выбытие одного из критериев я скажу позже.

Затем мы перешли к придумыванию оснований для плюсиков. Их оказалось гораздо меньше: вначале всего три, а чуть позже мы одно из оснований исключили. Но об этом ниже.

Правила, которые мы придумали, после обсуждения с мамой и нескольких редакционных правок приняли вид «договора», который приведен в Приложении 1.

По ТМ-привычке я засек время на порождение этого документа. На минусики у нас ушел час, на плюсики - полчаса. Запись, естественно, вела Пося. К сожалению через неделю после написания правил листок-оригинал потерялся при возвращении с дачи, так что для истории этот документ не сохранился.

Хотелось бы отметить важность именно письменной формы закрепления договоренностей. Представления людей, а особенно детей, очень быстро меняются, поэтому нужно как-то фиксировать эти первые договоренности ребенка с родителями. Кроме того, письменная фиксация взаимно согласованных правил, позволяет и родителям, и ребенку, отнестись к ним как к правилам игры, а не как к инструкции. Это означает, что возникает возможность взаимного контроля за их соблюдением, а не одностороннего (со стороны родителей). Обе стороны выступают как в роли игроков, так и в роли рефери.

У нас были случаи, когда мы начинали громко ругать Полинку, а она резонно осаживала нас: «можете минусик поставить, а про ругать у нас в правилах не записано».

3. Почему оснований для плюсиков меньше, чем оснований для минусиков?

Сами удивляемся. Изначально мы не предполагали, что так получится, и для нас было неожиданным такое сочетание шансов в пользу минусиков. Но в жизни, нам кажется, так и бывает: шансов потерять больше, чем шансов найти. Во всяком случае, мы сохранили возможность увеличения оснований для плюсиков, причем инициативу в этой части ожидаем со стороны ребенка.

4. О "добрых делах" и их связи с поощрениями

В первой редакции Правил мы записали в качестве основания для «плюсиков» - «наличие доброго дела» в этот день, а в качестве основания для минусика - его отсутствие. Я даже соответствующие графы в плане и отчете ввел. Но очень быстро мы поняли, что добрые дела должны быть выведены из пространства «очково-денежных» отношений. Иначе ребенок начинает манипулировать своей добротой. Да, мы сохранили соответствующие графы в плане и отчете (помните, как Мюнхгаузен планировал совершение подвига), но при этом форма реакции родителей осталась лишь в пространстве морального поощрения (или сожаления, если доброго дела не было). Добрые дела должны делаться от души, а не в обмен на очки.

5. План и отчет как формы осуществления договоренностей.

Поскольку одним из оснований оценки в Правилах было наличие и выполнение напряженного плана дня, то пришлось придумывать формы планирования и отчетности, приспособленные к порядку дня ребенка. Это оказалось не простым делом. Надо было сделать и компактно, и не скучно, и понятно. За неимением лучшего я взял формы еженедельного подневного планирования, которые разработал для себя, и постарался модифицировать их. Как сейчас понимаю, вначале получилось очень коряво: я час объяснял жене с дочкой как ими пользоваться, и затем еще две недели слышал как жена вздыхает, когда садится с ребенком заполнять эти формочки. Я сам часто поздно возвращаюсь домой, и чаще именно жене приходилось помогать дочке заполнять их. Но, как ни странно, ребенок быстро их освоил, и вскоре это занятие перестало требовать у него более пятнадцати минут в день. Позже Ольга (супруга) предложила усовершенствования, о которых речь пойдет ниже.

Конечно, по ТМ-науке, нужно начинать с долгосрочного планирования. Это была первая трудность: можно ли всерьез рассчитывать, что ребенок назовет свои долгосрочные (тем паче, жизненные) цели? Так что ограничились годом и фиксацией «хотелок» года. Я просто взял и распечатал «пинарик» имени Литвака, добавил к нему поля «хотелки года» и предложил дочке записать в них то, что бы она хотела бы в конце года достичь. Естественно, она начала перечислять названия игрушек. Что же, пусть будут игрушки. Поглядим что будет на следующий год. По крайней мере, понятно на что она будет копить «карманные» деньги.

Далее. Пинарик - вещь очень действенная, но для взрослых людей, которые уже почувствовали протяженность времени и ограниченность жизни. Для ребенка пинарик не будет выполнять своей основной стимулирующей функции. Поэтому вместо зачеркивания клеточки каждого дня мы договорились, что Полинка будет закрашивать эти клеточки в цвета, соответствующие ее настроению в этот день. Хорошее настроение - оранжевый, похуже - синий. Совсем плохое - черный. А в конце года взглянем какая картинка получилась. А на следующий год сравним какой год был «счастливее».

Пример «пинарика» см в Приложении 2.

6. О неприменимости «взрослых» органайзеров.

Первое, с чем пришлось столкнуться, это с неприменимостью «взрослых» органайзеров. Дело в том, что взрослый человек (я, по крайней мере), оказывается, гораздо более свободен в выборе своей загрузки. Если даже не свободен, то эта загрузка более разнообразна, чем у ребенка. В случае моего ребенка оказалось, что можно составить расписание «типовой недели». Расписание занятий в школе и во всяких кружках известно, все перемещения расписаны до минуты, особо не распланируешь. Время для какого-то планирования остается, в основном, в выходные. Так что основная масса дел у нас оказалась «привязанной ко времени». Но время для планирования-отчета мы все же нашли: ежедневно с 20.00 до 20.30, за час до сна.

На наш взгляд, такая ситуация не оставляет детям пространства самоопределения. У них не остается свободного ресурса, к которому можно приложить планирование и хронометраж. Возможно, что это - инфантилизирующая ситуация. Она не приучает к самостоятельному выбору, хотя приучает к дисциплине (но не к самодисциплине, а к внешней дисциплине). Во взрослой жизни при условии отсутствия внешних регуляторов существует опасность «слететь с катушек» и набить шишек, пока не выработаются собственные критерии самодисциплины. Да и не у всех они вырабатываются.

Кроме того, в ежедневный план мы включили «Доброе дело», а позже «Учебную цель дня: (уроки и целевые оценки)» и «Прогнозы на учебу: (уроки и прогнозные оценки)».

«Доброе дело» должно было как-то сохраниться, хотя скажу сразу, что нечасто удается порадоваться доброму делу, совершенному ребенком. Это, скорее, задача родителей как-то нацеливать ребенка на продумывание возможностей совершения для кого-то доброго дела. Например, один из родителей может совершить «заговор» с ребенком, чтобы сделать приятный сюрприз другому родителю. Это как раз тот случай, когда необходимо совместное творчество доброты.

Пример формы плана на неделю см. в Приложении 2.

7. О планах и прогнозах, как игре в «тотализатор»

Что касается целевых и прогнозных результатов, то идея эта пришла к нам позже, уже во время учебы. Всем известно, что дети не хотят, чтобы их учителя вызывали к доске отвечать урок. Кто не помнит своих школьных ощущений в момент, когда учитель говорит заветные слова: «А сейчас к доске пойдет...» и смотрит в журнал. Так и хотелось спрятаться под парту. И таким образом вызов к доске воспринимался не как возможность продвинуться, а как неудача, на которую надо как-то отреагировать.

А что если изменить к этому отношение? Если ребенок хочет получать хорошие оценки, то почему бы ему самому не взять инициативу в свои руки, и не вызваться отвечать самому, предварительно особенно хорошо подготовив именно этот урок. Здесь важна операция по выбору приоритетов, «направления главного удара»: учим все уроки, но особенно готовим тот, в котором завтра хотим достичь успеха. И в момент опроса стараемся не «спрятаться», а вызваться, чтобы труд даром-то не пропал.

Такая стратегия позволит всегда бежать на шаг впереди учителя, а не отвечать на его вызовы, не будучи уверенным в себе. Именно эти уроки и считаем целевыми, и планируем подготовиться к ним лучше других, и решаемся вызваться, взять на себя ответственность за результаты «выступления». Такую стратегию мы и называем активным планированием, т.е. планированием, результат которого зависит от ребенка.

Конечно, при выполнении плана (получении планируемой оценки) Полинка зарабатывает плюсики. За запланированную и полученную пятерку - два плюсика. За запланированную и полученную четверку - один. При запланированной четверке и полученной пятерке - все равно один: перевыполнение плана есть частный случай его нарушения, а заниженная планка - признак неуверенности. А вот при запланированной пятерке и полученной четверке - ни одного: план не выполнен. Риск должен быть обязательно при любом планировании.

Кроме планирования, мы ввели и прогнозирование результатов. Оно относится к разного рода внеплановым опросам, контрольным работам. В отличие от планирования, прогнозируемый результат не зависит уже от воли прогнозиста. Он скорее, выявляет объективность самооценки. Если удается точно спрогнозировать будущую оценку, то Полинка получает 2 или 1 плюсик, в зависимости от того, пятерка это была или четверка. Цель прогнозирования: приучить (не столько научить, сколько приучить!) прогнозировать последствия своих действий.

Полька, к нашему удивлению, тоже подхватила эту игру и быстро разобралась с тонкостями различия между прогнозом и планом. Кстати, моя консультационная практика показывает, что не всякий директор различает эти понятия...

8. Отчеты. Хронометраж в 7 лет?

Теперь от планов перейдем к отчетам. Именно на их основании должны выставляться плюсики и минусики.

Сразу пришлось забраковать ТМ-хронометраж с пятиминутными интервалами и прочими точностями. Ребенок еще не просто не чувствует времени, но и к часам-то не привык пока (хотя часы уже носит). Детские отчетные формы достаточно сильно отличаются от взрослых. Из существенных отличий хотел бы отметить следующие.

Во-первых, в поле отчета наряду с полями, заполняемыми ребенком, должны быть поля, заполняемые родителями. Во взрослом отчете такого не представишь. Собственно родительские поля заполняются при выставлении плюсиков или минусиков. Детский тайм-шит, на мой взгляд, в принципе должен содержать родительскую часть. И итоговая оценка дня также выставляется родителями.

Во-вторых, мы включили поле «Доброе дело». Если доброго дела не было, пустота этого поля напомнит о том, что день прожит не «полностью», немножко «впустую».

В-третьих, мы включили поле «Главное событие дня». Здесь важны не столько оценки, выставляемые родителями, сколько выработка ПРИВЫЧКИ ребенка и родителей ВМЕСТЕ вспоминать и оценивать прожитый день, выделяя ГЛАВНОЕ. Именно обсуждая вопросы о том, что же ГЛАВНОЕ, мы движемся в перед, мы мыслью крепимся к ГЛАВНЫМ вопросам. Если хотя бы 10 - 15 минут в день думать о ГЛАВНОМ, это будет очень большой личный прогресс, мы так думаем.

В-четвертых, мы выделили специальное поле для подведения итогов недели. В этом поле мы выделяем «главное событие недели», «доброе дело недели», «самое большое спасибо Полинке от родителей» и «самое большое замечание», а также поля «Что думает Полинка?» по поводу выполнения ею недельного плана и «Что думают родители?» по тому же поводу. Там же мы сводим воедино все оценки дней и выставляем итоговую оценку за неделю, влияющую на прибавку или штраф к базовой еженедельной «стипендии» Полинки.

Из «взрослых» атрибутов хронометража я оставил «временную линейку», позволяющую отмечать на ней номера дел, которые записываются затем в отчет. Поскольку номеров дел совсем немного (учеба, игры, сон, еда и еще несколько), то это не составляет труда. Здесь важно не столько получить результат хронометража, сколько ввести его в привычку и продемонстрировать насколько малозатратным по времени он может быть. Это работа на будущее.

Пример отчета см. в Приложении 2.

После двух месяцев заполнения отдельных еженедельных формочек - плановой и отчетной, Ольга сделала рацпредложение, позволяющее вместить плановую и отчетную форму на один лист. Ключ этого рацпредложения в том, что временная линейка помещается вертикально в середине поля дня. Слева от линейки размещается план, справа - отчет. Такая компоновка позволит разместить на одном листе дневные и недельные планы и отчеты. В настоящее время эти формочки находятся в стадии разработки. Читателям предлагается проявить собственные дизайнерские способности.

9. Сколько?

Читатель, наверное, уже устал, ожидая ответа на вопрос о том, как же определялась базовая величина суммы «стипендии».

Расскажем. Мы просто предложили Полинке самой назвать эту сумму. И этот ангельский ребенок назвал: 10 рублей в неделю. Мы, честно говоря, рассчитывали никак не меньше, чем на 50 рублей. Ее подруги получают еще больше. В связи со столь скромными запросами мы написали в правилах, что возможен пересмотр суммы в сторону повышения.

Что касается значения плюсика или минусика, то его вес равен 10% от базовой величины.

10. Первые наблюдения

Мы с удивлением отмечаем, что эти правила вызвали подъем энтузиазма у дочки. Она сама помнит, что нужно заполнять планы и отчеты, и даже старается это сделать в ущерб домашнему заданию. В первое время с интересом докладывала нам, сколько у нее накопилось в копилке. С устным счетом стало полегче.

Видим и минусы. Временами возникает желание «приписать» плюсик за незначительные дела. Однажды она пришла ко мне с таким предложением. Я спросил ее, как она на самом деле считает, заслуживает ли ее просьба плюсика. Она ответила честно, что нет. Тогда мне не осталось ничего иного, как продолжить задавать вопросы: не считает ли она, что ее просьба ко мне - это попытка завысить себе оценку. Она согласилась, что выходит так. Тогда не считает ли она, что сама эта попытка завысить себе оценку заслуживает минусика? Она СПОКОЙНО согласилась и с этим. После чего без всяких обид уменьшила себе оценку дня на один балл, чем немало удивила меня. Именно спокойствие, с которым она потеряла очко, вселяет оптимизм. Значит для нее важен процесс, игра, соблюдение правил, справедливость, а не «результат», не деньги. Правда, и я в этом разговоре не проявлял никакого возмущения или раздражения. Просто разговаривали, как будто разбирали чужую игру в шахматы.

Возникают трудности и с определением «Главного события дня» (ГСД). Если оно не было определено в тот же день, то через день и более ребенку очень трудно восстановить ГСД самостоятельно.

Иногда случаются очень интенсивные по загрузке недели, когда у ребенка не остается просто физически ни времени, ни сил заполнять планы-отчеты. Так случилось, когда мы возили ее на вечерний курс массажа. В ту неделю Полинка даже отказалась от «базовой стипендии» и сама попросила: «Хочу отдохнуть от планирования».

11. Заключение.

Каков сухой остаток?

Во-первых, ловите инициативу ребенка. Он должен первым проявить свое хотение.

Во-вторых, импровизируйте, придумывайте игру, а не «воспитательный процесс». Одно из основных отличий первой от второго в том, что ребенок понимает: игру он может прекратить в любой момент, а «воспитательный процесс» - нет. И еще: в игре ребенок может потребовать от родителя соблюдать правила игры, а в «воспитательном процессе» - нет (там правила с ребенком не согласовываются).

В-третьих, не бойтесь фиксации планов и результатов. Это не «бумажки», а то твердое, что «не вырубишь топором».

В-четвертых, занятые папы, впишите в свои с ребенком органайзеры время, которое вы проводите вместе. Хотя бы для обсуждения «главного события дня».

12. Благодарности

Эта заметка не появилась бы, если бы не пинательные усилия со стороны Глеба Архангельского и других участников ТМ-сообщества, которым показалось интересным мое сообщение 26.10.02 на октябрьской ТМ-встрече. Там я рассказал об опыте ТМ-игры со своей 7-летней дочкой. Из этого рассказа и выросла заметка.

Я также благодарю свою жену Ольгу за помощь и ценные замечания как в разработке и применении описанных здесь приемов, так и в процессе подготовки этой заметки.

Все, что изложено в этой заметке, не претендует ни на научную обоснованность, ни на «пропаганду передового опыта». Все это - чистая импровизация, которая может закончиться в любой момент, как только ребенку наскучит играть в эту игру, и дочка об этом знает.

Я буду благодарен за обратную связь и рассказ о вашем собственном опыте обучения детей этому жизненно важному умению - находить общий язык с Временем.

Виталий Королев,

25.11.02.

http://www.improvement.ru/zametki/child/child01.shtm

Тайм-менеджмент для дочки: два года спустя

Осенью 2002 года началась эта история. Моя дочка Полина тогда переходила во второй класс. Она попросила денег на карманные расходы – и я предложил ей сыграть в игру, описанную в публикации «Тайм-менеджмент для дочки: история одной игры».

Мы придумали формы (план и отчетность), заключили договор, утвердили денежный размер еженедельного вознаграждения.

Сейчас, в 2004 году, дочка переходит в четвертый класс. Расскажу о том, что изменилось за это время.

Как было тогда

Так как Полина учится в школе, то мы просто сделали стандартную формочку вроде режима дня. Эта «формочка» была практически заполненной: уроки известны на каждый день, кусочки времени для свободного планирования оставались очень небольшие – в основном в выходные, потому что все остальное время было расписано буквально поминутно: где уроки, где танцы, где бассейн.

Соответственно, планирование и отчетность сводились к чему? План был известен заранее: уроки, расписание кружков жестко определены. А отчетность осуществлялась расстановкой «галочек»: сделано – не сделано. То есть хронометраж, который был изначально предусмотрен внутри отчетной формы, по сути дела, не понадобился. Полина была настолько зажата временными рамками, что в будние дни было очень сложно как-либо маневрировать. Ей оставались фактически только выходные дни, но даже тогда могли быть кружки или планы взрослых на проведение дня.

В течение выходного дня у нее оставалась задача выбрать время для того, чтобы сделать уроки. Это и оставалось самым трудным. То есть необходимо было найти для себя удобное время, расставить приоритеты в процессе дня таким образом, чтобы уроки все-таки были сделаны. Таким образом хронометраж оказался полезным скорее как инструмент выходного дня, чтобы спланировать выполнение уроков.

Поиск новых форм

Прошел ровно год с тех пор, как мы подписали договор. В течение этого года Полина исправно расставляла галочки и заполняла необходимые поля в бланках, которые мы с ней совместно разработали, и которые я регулярно ей распечатывал. Я еженедельно предоставлял ей две бумажки: план и отчет. На протяжении первого года уже были внесены некоторые коррективы в процессе игры. Например, жена предложила помещать план и отчет на один лист.

План выполнял функцию и режима дня в том числе. Был сформирован порядок выполнения дел (и Полине не приходилось распределять их по приоритетам). Отчет во всей этой истории был главнее, потому что по отчету выставлялись «плюсики» и «минусы». Не будем забывать о том, что все началось с денег и «плюсики» позволяли ей заработать ту или иную сумму.

Она вела все формочки регулярно, заполняла их быстро, каких-либо ощутимых сложностей в процессе не возникало. Но жизнь ребенка в наше время регламентирована гораздо больше, чем жизнь взрослого: уроки от звонка до звонка, все расписано практически по секундам. Поэтому самостоятельный хронометраж с целью управления временем в этом возрасте не выполняет свою смысловую нагрузку. Она точно знает, сколько времени у нее выделено на прогулку, когда она приходит домой и во сколько она кушает.

Итак, первоначально система потребовала упрощения: два листочка поместить на один, уменьшить план и отчет, а в отчете убрать хронометраж. Все эти изменения появились опытным путем в течение первого года.
Мы так и не довели форму до ее совершенного вида просто потому, что форма кардинально сменилась на второй год игры: Полина попробовала использовать записную книжку.

Записная книжка

Итак, дочка купила себе цветную записную книжку, которая называлась «Дневник девочки». Понятно, что детям (особенно девочкам) на самом деле скучно работать с обычным бланком, где нет картинок, красивой яркой обложки и т.п. Это была простая книжечка, там практически не было никаких граф или делений (кроме простейшего выделения нескольких строчек на один день) – обычный блокнотик. Совершенно не похожий на ежедневник: не структурированный, выбранный потому, что красивый.

Ей понравилось записывать события дня в этот дневник. И мы решили отказаться от распечатанных форм, которые оказались для нее суховатыми и не годились на тот момент для продолжения игры.

Итак, в красивой записной книжке дочка начала делать записи цветными ручками, фиксируя основные события дня, которые были включены в основной отчет (хронометраж мы вести перестали). Напомню, в отчете у нас было несколько ключевых моментов:

  • План и прогноз школьных оценок.
  • Основное событие дня (которое не планировалось!)
  • Оценка, которую ей ставили родители по итогам дня на основании поставленных плюсов и минусов.

Мы еще в первый год игры разделили понятия плана и прогноза оценок. И плюсики ей ставили отдельно за план оценок и за корректный их прогноз. План – это, например, получить пятерку по математике. То есть ей необходимо выучить урок, поднять руку и т.п. Она ставила перед собой такую маленькую задачу, и от нее зависело, каким будет конечный результат.

Прогноз понимается несколько иначе. Прогноз – это событие, которое от тебя уже не зависит, его можно только предсказывать с той или иной степенью достоверности. Вот написала она диктант и кажется ей, что она допустила ошибку, поэтому прогнозируемую оценку по диктанту она себе пишет «четверка». Если угадывает, то у нее получается на один плюсик больше, потому что она смогла правильно себя оценить.

Итак, «Плюсы» за план ставились ей тогда, когда этот план выполнялся, а за прогноз – если он оказывался верным.

Главным в эволюции при переходе от одного учебного года к другому я считаю изменение формы – Полина сама начала записывать события в свой дневничок. Сначала был дневник для записи событий. Важно, что ей самой хотелось вести какие-то записи. Это уже был ее своеобразный «секретик». Нам позволялось туда заглянуть, но она все равно уже выделила таким способом свою территорию.

Мы решили, что в таком случае можно совсем отказаться от сухой таблички-плана, а эту книжечку использовать для ведения отчета дня. План по-прежнему характеризовался в основном расписанием уроков и дополнительных занятий. Поэтому планирования как такового не было. В книжечке она писала главное событие или что-нибудь еще дополнительно – интересное. Причем, она не расписывала помногу, потому что была ограничена объемом – в книжечке очень маленькие графы. Там тоненькие строчки – на один день две строчки. То есть она научилась оформлять свои мысли коротко, выделяя главное, что также немаловажно.

Плану быть или не быть?

Встал важный вопрос: а в какой форме в таком случае осуществлять планирование? В ее книжечку план уже не помещался. Так получилось, что мы подарили дочке вторую записную книжку, тоже цветную и красивую (совершенно такую же, как и первая, по структуре), и Полина сказала: «А вот сюда я и буду записывать план». И у нее получилось так: одна книжка с планом, а другая – с кратким отчетом дня. Ту книжечку, которая с планом, она всегда носит с собой, а та, что с отчетиком (дневник) лежит дома, и Полина заполняет ее вечером.

При этом я уже чувствую, что она начинает интересоваться взрослыми ежедневниками, и я думаю, что на следующий год (в 2004 учебном году) можно будет приобрести для нее что-то в этом духе. Ведь сейчас масса возможностей для выбора формы: и красивые обложки, и нужный размер, и разная степень структурированности. Может быть, с сентября этого года, может быть позже – там посмотрим.

Единственный минус – все ежедневники начинаются с января, а для школьника символическое начало нового периода все-таки первое сентября. Но я думаю, это проблема разрешимая. Такая книжка будет привлекать внимание за счет своей «крутости» для ребенка. И тогда дочке будет одновременно интересно и престижно им пользоваться.

Еще один важный вопрос: когда писать план на день – утром или вечером? Дочка часто ложиться спать поздно из-за большой загруженности (школа, танцы), надо еще успеть поужинать и сделать домашние уроки. Хотелось бы, конечно, чтобы план на день писался вечером, но это не всегда получается. Я ее не дергаю по этому поводу, потому что когда встает вопрос: потратить эти 15 минут на недоделанный урок или план – пусть лучше спокойно доделывает уроки. А план на день тогда напишет утром. И, кроме того, когда я утром везу ее в школу, я обязательно спрашиваю: какой план и какой прогноз на день? То есть в любом случае такой контрольный разговор состоится. Зная это, она может быть не всегда и заполняет план на день.

Приоритеты и оценки

В какой-то момент дочке пришлось выбирать: хор или бальные танцы. Что-то одно надо было бросать, потому что и там и там возрастала нагрузка при переходе на новый качественный уровень. Конечно, нравилось и то, и другое, но в конечном итоге она приняла решение, потому что понимала, что невозможно будет совместить. Она смогла пожертвовать одним занятием (хором) без какого-либо давления с нашей стороны.

В ежедневном отчете мы учитываем школьные оценки. Но приходится на словах все время снижать их значимость. Мы стараемся не делать на них большого акцента. Если мы видим, что дочка знает, а оценка поставлена несправедливо, то на наши плюсы-минусы это уже не влияет. Если же, наоборот, оценка высокая, а знания при этом формальны и поверхностны, Полина не может, например, перенести их на реальность или решить практический пример, то мы обязательно обращаем на это ее внимание. В школе, к сожалению, очень распространены такие ситуации, когда пятерки ставятся за формальные ответы, но при этом знания, понимания в голове у ребенка не остается. То есть в школе она ответит, а задашь ей дома практическую задачку, вопрос «по жизни», и она затрудняется дать ответ.

Долгосрочное планирование

Учеба в школе не подразумевает долгосрочного планирования, потому что цель на самом деле в следующем: чем больше, тем лучше. И нет смысла планировать для себя, например, получить 6 пятерок и 5 четверок и никак иначе. Когда мы говорим о долгосрочных целях, то, как правило, подразумевается выбор из нескольких альтернатив (например, какую «вершину» покорять в первую очередь). У меня впереди год. Что мне важнее в этом году: заняться здоровьем, написать диссертацию, выучить английский? В школе же не стоит такого выбора. Есть целевая функция, которая требует бесконечной максимизации. Фактически, нет предела и нет альтернатив.

Ситуация может измениться, если Полина захочет, например, заниматься танцем профессионально. Однако критическая точка этого выбора возникнет скорее через год-два. На данный момент пока школа и танцы не являются для нее конфликтующими сферами жизни. Если нет внутренней потребности только танцевать, то ориентируешься на внешние социальные показатели. Некоторые ее подруги уже ушли в профессиональный танец, она может посмотреть на это со стороны и принять решение, исходя из подобных наблюдений. Пока ни у нее, ни у нас не возникает желания последовать этому пути.

Первые цели

На втором году ТМ-игры у дочки появилась четкая финансовая цель – купить фотоаппарат. То есть она копила, откладывала деньги, которые зарабатывала в процессе игры, на достижение определенной цели. И она к концу учебного года на свои накопленные деньги купила-таки фотоаппарат, который даже лучше, чем тот, которым мы пользовались до сих пор.

Эта цель не появилась сразу – с чистого листа. Цели Полины, статьи ее расходов менялись по мере ее взросления. Сначала это были куклы, игрушки, еще какие-то мелочи. Но прошлым летом она твердо решила, что хочет собственный фотоаппарат. У нее оставались другие статьи расхода: например, леденцы или жевательная резинка. Она могла попросить эти деньги у нас, но в таком случае мы обычно ей отвечали: за счет копилки. И, как правило, она принимала решение отказаться от этих мелких трат, потому что уже понимала, что вот эти мелочи забирают часть от главного, от ее цели – фотоаппарата.

Конечно, ей хотелось еще и велосипед и что-то еще, игрушки к тому времени уже ушли на второй план. В конце концов, она определилась с тем, чего ей хочется в первую очередь. Каким образом? Ну, конечно, у подружки появился фотоаппарат, у дочки была возможность изучить, попробовать, пощупать. Однако подружке купили фотоаппарат «просто так». Полина сначала хныкала, что хочет фотоаппарат, просила его у нас. Мы предложили ей накопить самостоятельно.

Так она сама выбрала объект своей цели и, собственно, сформулировала ее. При этом Полина поняла, осознала, что эта вещь может стать ее настоящей собственностью. Сейчас мы пользуемся ее фотоаппаратом, но мы обязательно спросим ее разрешения.

Вообще-то в ее безраздельной собственности сейчас находятся две вещи. Это фотоаппарат, который она недавно приобрела сама, и магнитола, которую я купил в тот день, когда ее нарекли именем (ее сверстница). Но магнитолу она не ощущает как свою, потому что она ее не просила, не хотела ее и не добивалась. Фотоаппарат на данный момент обладает для нее значительно большей ценностью, нежели магнитола.

Это не просто игрушка, которая никому кроме нее не нужна, – это настоящий предмет, который может понадобиться в семье. И она, Полина, является его владелицей. Это совсем иные взаимоотношения с объектом собственности – уже не «игрушечные», а самые что ни на есть настоящие.

Кроме того, фотоаппарат выполняет и другую роль. Это инструмент, который позволяет оценить сюжет. То есть начиналось с того, что она фотографировала какую-то ерунду, снимки были не очень четкими, кадры кривые, не всегда выдерживалась композиция. Сейчас ее снимки уже более выстроены и отчетливы. И главное – она видит результат своего труда, свое совершенствование.

Но самое важное, конечно, во всей ситуации – это то, что она добилась того, чего захотела. Задача следующего уровня для нее – велосипед.

Денежный вопрос

Прошел год – и мы увеличили недельное денежное содержание в два раза. В дальнейшем мы, наверное, будем увеличивать его на величину первоначальной базы (10 рублей). Мы подписали новый договор, в котором увеличилась цена. Кроме того, со всеми возможными плюсами сумма могла возрасти до 80 рублей в неделю при максимальном желании. Но Полина не рвалась достичь этого максимального результата, она спокойно получает минусы. Не сказать, чтобы они особенно ее огорчали. В среднем сумма в неделю получается 30-40 рублей. То есть фактически она сознательно выбрала тот ритм, в котором ей существовать комфортно: и с точки зрения денежного вознаграждения, и с точки зрения необходимости зарабатывать для этого плюсики. При этом она, конечно, старается получать больше плюсов, но не перенапрягается. Для меня этот момент является положительным с той точки зрения, что денежный мотив не является для нее самым главным.

Как правило, не возникает конфликта при выставлении ей итоговых оценок за прошедший день. Она обычно соглашается с теми плюсами и минусами, которые ей ставят. Однажды ее задержали в школе, и она опоздала. И я заметил, что это достойно минуса. Она спокойно объяснила ситуацию, и мы пришли к выводу, что ее вины в этом не было, и минус не был поставлен. Я не припомню, чтобы по поводу оценок могли возникнуть конфликт.

Для нее более удобно получать минусы, чем, например, ругаться или конфликтовать. Она понимает, что таким образом уменьшается ее денежное содержание, то есть вполне осознает цену вопроса и оценивает тот риск, на который она идет. Это взрослая позиция. Полина четко понимает, что она теряет и что приобретает.

Для меня важно то, что она не играет в эту игру с азартом. Больший азарт меня бы, наверное, встревожил.

Она просто воспринимает эту игру в плюсы и минусы как некий регулятив, который в определенной степени зависит от ее действий и поведения, но он не становится самоцелью, и это приятно. Пока эта игра для нее – это не то, для чего живу, а то – как себя веду.

На время каникул мы ввели послабление, то есть за отсутствие плана мы не ставим Полине минусов. У нее есть выбор: либо планировать, либо оставаться без денег. Пока на лето она выбирает второй вариант. Правда, у нее остались задачи для обязательного выполнения: математика, книги, которые необходимо прочесть и пр. Но мне кажется, что здесь надо искать другой инструмент воздействия, нежели плюсы и минусы. Надо искать другую игру. Например, мне важно, чтобы она математикой занималась не для того чтобы плюсик получать, а чтобы она понимала ее основы, ее суть, чтобы ей было интересно. Как, например, когда она была помладше, мы играли с ней в игру «Богатей» и параллельно она в короткие сроки освоила технику устного счета.

В будущем к ТМ-игре я хочу добавить еще и «Денежный поток». Она уже готова воспринимать такие понятия как доход, расход, простые денежные схемы. Очень важно, чтобы она понимала смысл денег, место денег в жизни человека, чтобы в какой-то момент они не стали единственно возможной целью.

Что дальше? Семейный ТМ

В этом году, прежде всего, изменится денежная сумма. Если Полина выскажет какие-либо пожелания, то мы можем внести изменения в договор. Она знает, что все зависит от ее инициативы. Возможно, мы предложим ей взрослый ежедневник. Хотя слово предложить не совсем верное. Скорее, мы ожидаем, что она может воспользоваться им. Мы готовы будем поощрить ее стремление воспользоваться ежедневником более сложной формы, более формализованной. Возможно, ее дневник останется, но станет более секретным для нас.

Кроме того, я не исключаю, что ей надоест получать оценки – это мой прогноз. В этом случае мы вернемся к вопросу о договоре: мы его расторгаем, изменяем или что-либо еще?

О договоре. Проявился и другой момент – я сам не всегда соответствовал тем требованиям, которые предъявлял к ребенку. Эта игра с дочерью привела к мысли: было бы неплохо, если бы и у меня был такой внешний наблюдатель, то есть контроль за моим поведением осуществляли бы, например, другие члены семьи. То есть имеет смысл говорить уже не только о детском ТМ, но и семейном ТМ. Своеобразной семейной конституции, опираясь на которую ребенок мог бы чувствовать свои права и предъявлять своего рода претензии к взрослым, которые не исполняют своих обязанностей или нарушают некие правила. Это было бы интересно, на мой взгляд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий